Крушельницкая Саломея Амвросиевна

    Крушельницкая Саломея Амвросиевна

    23.09.1872—16.11.1952

    Оперная и камерная певица (сопрано) и педагог, заслуженный деятель искусств УССР (1951).

    Биография

    Родилась в с. Белявинцы, теперь Бучацкого района Тернопольской области.

    Смолоду обнаружила большие музыкальные способности: участвовала в хорах и спектаклях любительских театров, «Русского народного театра» в Тернополе, дирижировала хором.

    Вокальное образование получила во Львовской консерватории (1888-1893) в классе В. Высоцкого как меццо-сопрано. Совершенствовалась в Милане у Ф. Креспи (1893-1894) как лирико-драматическое сопрано. Вагнеровский репертуар изучала у проф. Генсбахера в Вене (1895).

    Артистическую деятельность начала в концертах львовского хорового общества «Боян». Дебютировала в 1893 году на сцене Львовской оперы в партии Леоноры («Трубадур» Верди). Выступала на сценах многих оперных театров мира, в частности Кремоны, Триеста (1895), Одессы (1896), Буэнос-Айреса («Колон», 1897) Варшаву (Большой театр, 1898-1902), Петербурга (1899, 1900, 1901), Париж («Гранд-Опера», 1902), Неаполь («Сан-Карло», 1903), Генуе (1904), Милан («Ла Скала», 1906, 1909, 1915) и др.

    В 1904 году по приглашению Дж. Пуччини исполнила партию Баттерфляй в его опере «Чио-Чио-сан» в театре «Гранде» в Северной Италии. После ее блестящего исполнения эта опера получила всемирное признание.

    Владела выдающимся по силе и красоте голосом широкого диапазона, необычайной музыкальной памятью (могла изучить оперную партию за два-три дня), виртуозной техникой, яркой драматическим дарованием.

    В ее репертуаре было около 60 партий. Основные из них: Аида, Дездемона, Леонора, Амелия («Аида», «Отелло», «Трубадур», «Бал-маскарад» Верди), Тоска, Баттерфляй, Мими («Тоска», «Чио-Чио-сан», «Богема» Пуччини), Кармен («Кармен» Бизе), Эльза, Елизавета, Брунгильдой («Лоэнгрин», «Тангейзер», «Валькирия» Вагнера), Татьяна, Лиза («Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского), галька, Анна («Галька», «Заколдованный замок» Монюшко), Рахиль («Еврейка» Галеви), Маргарита («Фауст» Гуно), Гоплана («Гоплана» Желенского), Инес («Африканка» Мейербера), Джоконда (" Джоконда «Понкиелли), Софи (» Вертер «Массне), Валентина (» Гугеноты «Мейербера), Сантуццы (» Сельская честь «Масканьи), Саломея (» Саломея «Р. Штрауса).

    В середине 20-х годов оставила сцену, посвятив себя камерному исполнительству (выступала в Западной Европе, Канаде, США). Была тонким, глубоким интерпретатором произведений Монтеверди, Глюка, Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, Равеля, Мусоргского. В 1928 году гастролировала в Галичине.

    Певица была страстной пропагандисткой украинской музыки. В 1900 году она приехала во Львов и на сцене театра Скарбека вместе с О.Мишуги выступала в опере Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».

    Крушельницкая показала себя также блестящим интерпретатором украинских народных песен, неутомимым пропагандистком произведений украинских композиторов, в частности Людкевича, Сичинского и особенно Лысенко. Почти каждый год она принимала участие в чествовании памяти Т. Шевченко, специально приезжая для этого во Львов из-за рубежа.

    Мировоззрение артистки формировалось под влиянием украинских писателей-демократов И. Франко и М. Павлика, с которыми она поддерживала дружеские отношения. Большой творческой дружбой Крушельницкая была связана с В. Стефаником, О. Кобылянской, Н. Кобринской, Н. Лысенко, Д. Сичинским, О. Мишуги, Ф. Шаляпиным, М. Менцинский, А. Тосканини, Дж. Пуччини.

    На оперных сценах выступала с О. Мишуги, М. Менцинского, М. Баттистини, А. Дидуром, Э. ван Дейк, В. Флорианскими, Э. Карузо, Титти Руффо, Ф. Шаляпиным и др.

    Ее талант высоко ценили композиторы Дж. Пуччини, А. Каталани, Р. Леонкавалло, Р. Штраус, дирижеры А. Тосканини, Л. Муньоне, драматическая артистка Э. Дузе. Музыкальные критики мира сравнивали искусство Крушельницкой с искусством М. Баттистини, Э. Карузо, Ф. Шаляпина.

    В 1939 году Крушельницкая вернулась во Львов, где активно включилась в музыкальную жизнь. Была профессором Львовской консерватории 1946-1951. quot;, 1902), Милане («Фонотипия», 1906-1908, 1910), Чикаго («Колумбия», 1927).

    В 1963 году в доме, где родилась певица, был открыт музей, а на его фасаде установлена мемориальная доска. В Тернополе улицу Сенкевича переименована в улицу С. Крушельницкой. Во Львове специальной музыкальной школе-интернату присвоено имя Крушельницкой. Кроме того, в 1989 году, в доме, где жила последние годы певица, открыт музей, а также установлена мемориальная доска. В 1966 году на Украинской студии документальных фильмов был снят фильм «Песня Подолянка» (реж. Р. Фощенко), посвященный творчеству Крушельницкой. В 1983 году на Киевской киностудии им. А. Довженко был снят художественный фильм «Возвращение Баттерфляй» о творчестве артистки (реж. О.Фиалко).

    В 1991 году в Украине основан Международный конкурс оперных певцов им. Соломея Крушельницкой (первый конкурс состоялся во Львове, 20.Х-1.ХІІ 1991).

    .:Друзья друзей:.

     
    © Okaerinasai Constructors, 2007—2018
    BackLink cleaned and protected by LinkMillers