Патон Евгений Оскарович

    Патон Евгений Оскарович

    20.02(04.03).12.1870—12.08.1958

    Выдающийся учёный в области сварки и мостостроения, разработчик уникальных методов сварки, руководитель Института сварки, сейчас носящего его имя академик АН УССР (1929), вице-президент АН УССР (1945-1952), Герой Социалистического Труда (1943).

    Биография

    Патон Евгений Оскарович родился в 1870 году в французской Ницце, в семье русского консула. Окончил Дрезденский политехнический институт в Германии (1894) по специальности инженер-строитель и Петербургский институт инженеров путей сообщения в России (1896), как специалист по сооружению мостов. Он — автор Дрезденского вокзала. В 1896—1907 гг. Патон работал в техническом отделе Николаевской (Петербургско-Московской) железной дороги. В 1907 году он стал начальником технического отдела службы пути Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

    С 1896 года Патон занимался научной и педагогической деятельностью: сначала в Петербургском институте инженеров путей сообщения, затем в Московском училище инженеров путей сообщения (1897—1904). С 1901 года он — профессор кафедры мостов училища. В 1904—1912 гг. Патон — декан инженерного факультета в Киевском политехническом институте, а в1905—1929 гг. — заведующий кафедрой мостов Киевского политехнического института.

    Основоположник советского мостостроения

    Патон заложил основы советской школы мостостроения и за выдающиеся заслуги в этой области был избран действительным членом Академии наук УССР (1929).

    Он исповедовал целесообразное проектирование, направленное на удешевление проектов и строительства мостов за счет новаций в области конструктивных форм и экономичности использования металла, и первым начал разрабатывать проекты стальных разборных мостов оригинальной конструкции. Такие мосты активно использовались русской армией в первой мировой войне под названием «мостов Патона». В 1896—1929 гг. Патон создал множество проектов мостов, в том числе Мухранский мост в Тбилиси, шоссейные мосты через реки Сож, Рось, Днепр и ряд железнодорожных мостов. В 1922—1924 гг. им был разработан проект восстановления цепного моста им. Евгении Бош через Днепр в Киеве. Одновременно он проводил исследовательскую работу, касающуюся прочности, устойчивости и динамики мостов.

    Патон и электросварка

    С 1929 года Патон занимался проблемами электрической сварки металлов. Клепка, как способ соединения деталей был достаточно трудоемким и малоэффективным в серийном и массовом производстве металлоконструкций. Сварка имела неоспоримые преимущества перед клепкой. Она ускоряла процесс соединения конструкций, требовала меньше металла, была дешевле и менее трудоемкой. В 1930-х гг. Патон опубликовал первые монографии, в которых обобщил основные принципы расчета и проектирования сварных конструкций. Патон занимался различными аспектами, связанными со сварными соединениями и конструкциями, с их прочностью, оптимальной формой, реакцией на различные воздействия, в том числе на статические и динамические нагрузки, свойствами сварочной дуги и сварочного шва, механизацией и автоматизацией сварочных работ и т.д. В 1932 году под его руководством была разработана автоматическая сварочная головка для сварки открытой дугой.

    Институт сварки Патона

    В 1934 году он организовал первый в мире Институт электросварки Академии наук УССР в Киеве, который с 1945 года носит его имя, и возглавлял его до конца своей жизни. В Институте электросварки Патон разрабатывал новые методы проектирования, расчета и создания сварных конструкций. Эти методы позволили значительно быстрее, дешевле и качественнее возводить корпуса производственных цехов, строить мосты, суда, цистерны, вагоны, паровые котлы, танки и т.д. В возрасте 70 лет он изобрел новый способ сварки под флюсом. И сегодня тысячи километров газопроводов свариваются по методу Патона. В 80 лет он руководил проектированием и строительством первого цельнометаллического 1542-метрового моста через Днепр в Киеве, который был создан без единой заклепки и назван именем Патона.

    Во время войны Патон разрабатывал технологию сварки военной бронетехники и специальных сталей. В 1943 году за вклад автоматической сварки в обороноспособность промышленности страны Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В конце 1940 годов Патон разработал новый метод автоматической сварки под флюсом, значительно ускоривший процесс сварки. Этот его труд был отмечен Государственной премией.

    В послевоенные годы Патон много времени уделял совершенствованию процесса автоматизации сварки. В последние годы Патон занимался исследованием сварки в углекислом газе. В 1957 году сын академика Патона, Борис Евгеньевич Патон, с коллегами были награждены Ленинской премией за разработку и внедрение электрошлакового способа сварки, первые работы по исследованию которого были начаты еще Евгением Оскаровичем Патоном.

    Евгений Оскарович Патон — автор многих проектов и нескольких теоретических курсов. Он способствовал становлению отечественной школы мостостроения и электросварки. Среди более 300 его трудов по мостостроению и сварке: «Расчет сквозных ферм с жесткими узлами», «Железные мосты» в 4 томах, «Деревянные железнодорожные мосты», «Автоматическая сварка голым электродом под слоем флюса» (1940) и другие.

    Источник: balks.ru

    .:Друзья друзей:.

     
    © Okaerinasai Constructors, 2007—2018
    BackLink cleaned and protected by LinkMillers