Утесов Леонид Осипович

    Утесов Леонид Осипович
    (Лазарь Иосифович Вайсбейн)

    25.03.1895—09.03.1982

    Народный артист СССР, известный эстрадный певец, художественный руководитель и главный дирижер Государственного эстрадного оркестра РСФСР

    Биография

    Леонид Иосифович Утесов (Лазарь Вайсбейн) родился 21 марта 1895 в Одессе в зажиточной семье коммерсанта.

    Родители мечтали, чтобы сын стал коммерсантом или юристом, поэтому отдали его учиться в коммерческого училища. Но будущий эстрадный кумир хотя и учился довольно хорошо, мечтал только о сцене. А как только выпадала свободная минутка, учился играть на музыкальных инструментах. Все решил случай — за нелепую шутку на уроке Закона Божьего его отчислили из училища. Лазарь сразу же воспользовался этим и присоединился к кочующему балагану (выступал с цирковыми номерами).

    Знакомство со Скавронской, антрепренером комедийного театра, стало судьбоносным: он начал играть в водевилях и шутливых пьесках и выбрал себе псевдоним Утесов: «Я решил взять себе такую фамилию, которой ни у кого никогда не было ... Очевидно, что все мои мысли кружились вокруг возвышенности. Я охотно стал бы Скаловым, но в Одессе уже был актер Скалов. Тогда, возможно Горским? Но были в Одессе уже и Горский, и Горев, и Горин — чего только не было в Одессе! .. Что еще существует выдающегося на земле? — Думал я, стоя на лонжероне и вглядываясь на утес с рыбацкой хижиной. — Боже мой, утесы, есть еще утесы»

    Как актер оперетты в 1912 году 17-летний юноша сыграл роль Скропа в оперетте Лео Фалья «Разведенная женщина» на сцене Кременчугского театра миниатюр, а в 1914 году уже пел партию художника Бриссара в «Граф Люксембург» Ф. Легара на сцене Одесского театра. С большим успехом выступал вместе с польской примадонной Викторией Кавецкого в программе кабаре «Веселого театра» на Ланжероновской. В 1918-20 годах прославился исполнением песен «одесской тематики», выступая с оркестром в ресторане «Лондон». По заказу посетителей пел также лирические украинские песни, в частности с особым успехом «Черные брови, карие очи».

    В 1921 году Леонид Утесов стал ведущим актером популярной московской труппы «Славянский базар». Основной период опереточного творчества Леонида Утесова связан с его работой (до 1925 г.) в Ленинградском театре «Палас». Очень интересными стали его роли и в «Баядера» И. Кальмана, «Мадам Помпадур» и «Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха.

    Л. Утесов был актером всех жанров. Так, например, еще в 1923 году в Палас-театре состоялся творческий вечер — «показательный синтетический спектакль» Леонида Утесова, где он выступил и как артист цирка (с упражнениями на трапеции, и как артист эстрады — в дивертисменте. Однако, когда он в той же программе прочитал монолог Родиона Раскольникова («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского), увлеченная публика подняла бурю оваций.

    В 1925 году Леонид Утесов оставил оперетту, поняв, что песенное творчество и джаз для него главные. И в 1928 году он создал невероятное — джаз-оркестр, к тому же — советский театрализованный джаз, и сделал его оптимистичным, жизнеутверждающим, понятным всем слушателям. Свою безграничную любовь к песне артист пронес через всю жизнь. Именно джаз создал ему наибольшую славу! Утесов начал работать с И. Дунаевским, В. Лебедевым-Кумачем, В. Массом и Н. Эрдманом, создал музыкально-комедийные представления «Джаз на повороте» (1930), «Музыкальный магазин» (1932). А после съемок вместе со своим джазом в музыкальной кинокомедии Г. Александрова (на музыку И. Дунаевского) «Веселые ребята» (1934) и исполнение роли Кости-пастуха Леонид Утесов получил всеобщее признание и всенародную любовь. Песни «Легко на сердце от песни веселой» и «Сердце, тебе не хочется покоя» стали популярными.

    Возможно, именно эта беспрецедентная народная любовь (все концерты его оркестра проходили с аншлагами) спасли Утесова от репрессий. В довоенные годы Утесов вместе со своим оркестром много гастролировал, вводя в репертуар старинные матросские и солдатские песни, украинскую, русскую и грузинскую народную музыку, песни Блантера, Дунаевского, Покрасса. Актер имел безупречный слух, своеобразный, от природы очень теплый по тембру голос, доходчивый, гибкий, чрезвычайно лиричный. Великий артист прославил и любимую его сердцу Одессу песней «Есть город, который я вижу во сне», ставшей апофеозом влюбленности в родной город. А разве можно забыть про «Одессита Мишку» — песню, рожденную суровой военной порой в 1942. Во время войны Л. Утесов в составе концертных бригад побывал на Западном, Волховском и Дальневосточном фронтах. Его пение подбадривало бойцов, вселяло веру в скорую победу.

    В период триумфа джаза 1930-50-х годов особый успех имели дуэтные выступления отца и дочери — Леонида и Эдиты Утесовых («Нет, не солгали предчувствия мне», «Все хорошо, прекрасная маркиза», «Парень кудрявый», «Прогулка» и т.д. . Особенно запомнился москвичам концерт утесовського оркестра 9 мая 1945 года. После того, как джаз-оркестр сыграл сюиту И. Дунаевского «Музыканты бьются» из кинофильма «Веселые ребята», в исполнении семейного дуэта зазвучала прощальная песня «До свиданья, москвичи, до свиданья ».

    Его песни пела вся страна, а некоторые («Раскинулось море широко», «На сопках Манчжурии», «У самовара я и моя Маша») стали народными, потеряв авторство.

    Личная жизнь Л. Утесова было и счастливой, и трагической (ушли из жизни и жена, А. Голдин, с которой он прожил 49 лет, и его любимая дочь Эдит. Но судьба подарила певцу долгую творческую жизнь. Его талант проявился и в театральном жанре — в 1955 году играл Шельменко по пьесе Г. Квитки-Основьяненко в Московском театре им. Н. Гоголя. Выступления Леонида Утесова, некоронованного «короля советской песни» в концертных залах крупных и небольших городов тогдашнего СССР, на радио, телевидении, с успехом продолжались до середины 60-х годов. В частности, в возрасте 75 лет он сделал на радио лучшую запись песни-шедевра композитора Т. Хренникова «Московские окна». Последние годы жизни певец писал мемуары, стихи, написал книгу своей жизни «Спасибо, сердце» и немного улыбнулся над своей смертью: «Машина подана, водитель — баба. Злится. В руках ее коса — судьбы НЕ изменить. Нет, я не вызывал, но знал, она примчится и скажет: «Я за вами, хватит жить». В тот же день, когда он родился, только по другому стилю, через 87 лет он ушел от нас.

    И сейчас, пробиваясь сквозь агрессию безголосья и музыкального примитивизма, будто с планеты, названной в его честь, к нам доносится волшебный голос любимого певца — метра советской эстрады.

    Источник:Газета "Обрій"

    .:Друзья друзей:.

     
    © Okaerinasai Constructors, 2007—2018
    BackLink cleaned and protected by LinkMillers